«АВТОМАСТЕР»: профессионализм, умноженный на амбиции.

Наша справка. Фирма «АвтоМастер» несмотря на то, что ее структура все больше принимает форму холдинга, – типичный представитель среднего бизнеса. Персонал около 800 человек. Базируется на трех производственных площадках в Набережных Челнах, а также в свободной экономической зоне «Алабуга» на правом берегу Камы, где на филиале предприятия налажена серийная сборка самосвалов пяти модификаций – до 300 штук в месяц, главным образом «КамАЗов-4528» с боковой, задней и трехсторонней разгрузкой. Выпускаемую «АвтоМастером» спецтехнику можно встретить на всей территории страны, включая Восточную Сибирь. Как это не парадоксально, у относительно небольшого предприятия всероссийский масштаб. Конечно, есть у «Автомастера» и продукция, предназначенная для местных рынков. Перед детищем свободной экономики, в отличие от гигантов социалистической индустрии, никогда не стояла проблема диверсификации производства. Наоборот, фирма увеличивалась в размерах благодаря освоению новых видов продукции, в том числе изделий, не имеющих отношения к автомобильной тематике, на которые возникал спрос. Так что ее многопрофильность (у «АвтоМастера около 30 направлений деятельности) носит естественный характер и вытекает из требований рынка. Рынок определил и приоритеты в продуктовой политике фирмы: -- автомобильные компоненты, пучки проводов на все виды грузовых автомобилей; -- автомобильная электроника, катушки зажигания, реле стартера, блок управления экономайзером; -- аэродинамическое оборудование для грузовых и легковых машин, Но, безусловно, главный среди приоритетов – спецтехника, монтируемая на шасси «КамАЗов». Ее доля достигает 80 процентов. Перед Западом комплексовать – о будущем не думать Исполняющий обязанности генерального директора фирмы Виктор Бузальский не видит ничего необычного в том, что «АвтоМастер» получил сертификат версии 2000 года раньше своего стратегического партнера КамАЗа. -- Мировой опыт – японский, европейский, американский, -- подчеркнул он, -- показывает, что малый бизнес, группирующийся вокруг крупных товаропроизводителей, в техническом и организационном отношении на ступеньку их выше. Поскольку мобильнее и находится в условиях жесткой конкуренции с подобными себе структурами за право быть поставщиком мощных корпораций. -- Получается, -- уточнил я, -- именно малые и средние предприятия – локомотив экономики? -- В своей нише рынка, да. Мы ведь не можем изготовить новый двигатель, другие базовые агрегаты для грузовика. Зато нам вполне по силам лучше, чем на том же КамАЗе делать спецнадстройки, жгуты проводов, сиденья, элементы внутреннего и внешнего дизайна кабины и другие автомобильные компоненты. -- И все же, какой был смысл забегать впереди «паровоза», под которым я в данном случае подразумеваю Камский автозавод? Ведь качество спецтехники определяется шасси… -- Хороший вопрос. КамАЗ для нас близкий, родной, и мы с ним всегда будем готовы вместе работать. Но со временем он, скорее всего, не останется нашим единственным стратегическим партнером. Когда Россия войдет в состав Всемирной торговой организации, а это рано или поздно случится (уже сейчас западные фирмы внимательно следят за отечественными производителями автомобильных компонентов), перед «АвтоМастером» откроются зарубежные рынки. Получение сертификата качества версии 2000 года – это своего рода один из этапов подготовки фирмы к работе в условиях членства страны в ВТО. Свое будущее мы связываем с развитием экспорта. Конечно, это амбициозный проект. -- До сих пор экономическое сотрудничество российского автопрома с Западом – это преимущественно улица с односторонним движением: они продают, мы только покупаем. Как вы собираетесь переломить ситуацию? -- Я бы разделил проблему на две части. Первое, ведущие международные корпорации сами придут в РФ и будут искать партнеров, готовых по их аналогам выпускать продукцию, отвечающую их стандартам. Более сложная, но вполне выполнимая задача – продвигать на зарубежные рынки собственные разработки. Чем мы хуже китайцев, а они за последние 3-4 года значительно приблизились к уровню качества солидных западных фирм и достаточно комфортно чувствуют себя в Европе, Японии и Америке. И это, как можно было понять топ-менеджера, не пустые слова. Персонал фирмы уже не первый год буквально «помешан» на качестве. -- Если технический уровень агрегата такой же, как у альтернативного поставщика, -- продолжил Виктор Бузальский, -- то вообще нет смысла осваивать его изготовление. Поэтому при разработке новых видов спецтехники, мы учитываем все промахи наших конкурентов, превращая конструктивные «минусы» в «плюсы», и только потом выходим с нею на рынок. Профессионализм персонала фирмы приносит неплохие дивиденды. Как известно, с 1 января 2002 года в стране были ужесточены правила выдачи разрешительных документов на спецтехнику. Некоторых ее производителей это застало врасплох. Но только не «АвтоМастер», в установленном порядке своевременно получившего «Одобрение типа» на всю гамму выпускаемых им надстроек. Безусловно, это стоило денег. Зато зарегистрировать автомобиль в ГИБДД – для покупателей пустая формальность. Короли спецтехники Теперь конкретно о самосвалах. Их производителей и в России, и в СНГ не так уж много. Однако «АвтоМастер» это не расхолаживает. Улучшение качества самосвальных установок идет по пяти направлениям. Первое – повышение надежности защиты кузова от коррозии за счет двухслойной грунтовки и двухслойной же окраски в специальной камере фирмы «Nova Verte», закупленной год назад в Италии. Второе – с переходом на импортные сварочные аппараты и сварочную проволоку резко улучшилось качество сварных соединений. Третий фактор. Пополнив станочный парк обрабатывающими центрами с ЧПУ, «АвтоМастер» поднял у себя качество механообработки деталей. А гильотинные ножницы 7 метровой длины для точной резки металла позволяют ему кроить прокат большими кусками. В-четвертых, важную роль в обеспечении надежности самосвала играет гидравлика. У «АвтоМастера» четыре поставщика гидроцилиндов – предприятия оборонного комплекса, которые находятся в условиях жесткой конкуренции друг с другом. А трубопроводы и гидроаппаратуру он в основном закупает по импорту. И последнее (по счету, но не по значению), это дизайн самосвалов. «АвтоМастер» приступил к разработке нового цветового оформления спецтехники, отвечающего его фирменному стилю. Как утверждает народная мудрость, встречают-то по одежке! Предприятие вышло с предложением увеличить гарантийный период эксплуатации самосвальных установок с одного года до двух лет. КАМАЗ поддержал инициативу своего партнера, создавшего специальную бригаду, готовую выехать в любую точку России. Но это в экстраординарных случаях. Для удобства покупателей фирма развивает систему сервиса в местах эксплуатации спецтехники. Она заключила договора с автоцентрами КАМАЗа, предоставив им скидки при покупке запасных частей для надстроек на шасси грузовиков. У «АвтоМастера» и его генерального партнера – общая система техобслуживания. Общая и дилерская сеть. И в поле жнец, и на трубе игрец «АвтоМастер» создавался как производственное предприятие. Функция реализации продукции в нем не была даже предусмотрена. Да и зачем малому бизнесу обзаводиться собственной товаропроводящей сетью? У него другое назначение – в данном случае, оперативно реагировать на запросы потребителей спецтехники, удовлетворить которые крупная корпорация не в состоянии. К сожалению, падение в стране платежеспособного спроса на грузовики, вынудило Торгово-финансовую компанию КАМАЗа перейти на денежную форму расчетов с заводами комплектации. И теперь, чтобы выкупить у нее очередную партию шасси, «АвтоМастер» должен сперва продать свою готовую продукцию. В телепередаче «В мире животных» можно увидеть, как огромный нильский крокодил, плотно пообедав, открывает пасть, и маленькие птички, залетая в нее, склевывают застрявшие между зубов остатки пищи. При этом огромному чудовищу не придет в голову скушать пичужек на десерт. Они же заботятся о его здоровье. А птахи, в свою очередь, не помышляют о том, чтобы самостоятельно заняться поиском пропитания. У каждого своя экологическая ниша. Разница между представителями фауны, слава Богу, никем не оспаривается, а вот то, что дифференциация у субъектов экономики не менее четкая, почему-то считается не очевидным. Некоторые «приверженцы» рыночных реформ даже бросают клич: «Малые и средние предприятия должны стать конкурентоспособными крупным компаниям»! Хотя они образуют симбиоз и в принципе не могут противостоять друг другу. Малый бизнес в состоянии развиваться лишь при наличии процветающих крупных товаропроизводителей. Ну а поскольку об их появлении пока остается лишь мечтать, «АвтоМастер», чтобы не остановить свое производство, принялся создавать коммерческую дирекцию. Правда, в последнее время руководство ТФК КамАЗа вновь повернулось лицом к проблемам своего младшего партнера и не скрывает заинтересованности в его процветании. Однако прямо заявляет, что не гарантирует продажу продукции «АвтоМастера» в значительных объемах. Львиную долю спецтехники он должен будет реализовывать самостоятельно. --- Раз генеральный партнер ужесточил условия поставки шасси, -- задаю вопрос Виктору Бузальскому, -- вы тоже в отношении конечных покупателей действуете аналогичным образом? --- Свои трудности, -- опроверг он мое предположение, -- мы на них не перекладываем. И на обвальное повышение цен не идем, и к демпингу не прибегаем. Ежемесячное удорожание шасси, которое сейчас происходит, не для спецтехники. Цены на нее мы будем корректировать не чаще одного раза в квартал. Для оптовых покупателей создаем собственную дилерскую сеть --- А форма платежей – предоплата? --- В продвижении товара на рынок догм не существует. Мы даже участвуем в выставках – продажах спецтехники без гарантии реализации. Организация может вернуть ее по истечении 20 дней, не заплатив нам ни копейки. Вроде бы это ведет к омертвлению части оборотных фондов, с другой стороны, у нас нет иного выхода: чтобы покупатель проникся к нам доверием, ему надо показывать товар «живьем». В этом году мы израсходовали немало средств на демонстрацию своих самосвалов, коммунальных машин в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Воронеже. Однако практически эти затраты уже окупились благодаря поступлению дополнительных заказов из южных регионов РФ, Украины, других стран СНГ. Сейчас готовимся к совместному с КамАЗом автопробегу, в котором будет участвовать и наша спецтехника, по северным районам Европейской части России и Западной Сибири. --- Рассчитывая на успех, вы исходите из того, что ваши самосвалы лучше, чем у конкурентов. Но что утверждает на этот счет независимая экспертиза? --- А она и не требуется. Достаточно сопоставить технические характеристики самосвалов, выпускающихся в стране. Грузоподъемность наших либо выше, либо такая же, а емкость кузова на 30 процентов больше, чем у альтернативных производителей. Шасси «КамАЗ-53229», специально разработанное для «АвтоМастера», выпускается давно и, как говорится, хорошо обкатано. --- А что в перспективе? --- Планируем освоить производство прицепов для наших же самосвалов и полуприцепов для новых тягачей, которые будут выпускаться на КАМАЗе, грузоподъемностью 28 тонн и длиной 13,5 метров. Два опытных образца полуприцепа уже изготовлены и прошли дорожные испытания для получения «Одобрения типа». В 2001 году мы практически удвоили объемы производства, которые продолжают увеличивать и сегодня. -- Чем объясняете свои успехи? Ведь макроэкономическая ситуация по сравнению с прошлым годом в стране ухудшилась… -- Выручила европлатформа, позволившая нам утвердиться на рынке автопоездов, пригодных к эксплуатации в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также автомобильные компоненты – боковая защита и балка нижнего пояса для кабины самосвала «КамАЗ—6520», серийный выпуск которых мы освоили и теперь поставляем на главный конвейер. А через 3-5 месяцев рассчитываем приступить к производству нового тяжелого самосвала у себя. Фирма «Автомастер» продолжает следовать своему девизу «Сегодня – заказ, завтра – продукция». В.Жигульский.
21.11.2002
вернуться в ленту